Формы приобретают новый смысл, когда они: участвуют в пространственных взаимодействиях; соучаствуют или противопоставляются по характеристикам массы или текстуры; когда они создают новые взаимоотношения благодаря таким свойствам, как вращение, единичность или повторяемость, выравнивание, группирование или разъединение друг с другом. Каждое состояние показывает зрителю знакомые формы с другой стороны, добавляет какой-то новый смысл. Например, формы, которые кажутся движущимися, энергичными благодаря вращению или частичному перекрыванию, несут совершенно иной смысл, нежели формы, расположенные в шахматном порядке в статичном пространстве. Позитивное и негативное пространство, форма и контрформа Форма считается позитивным элементом, цельным предметом или объектом, пространство считается негативным, в качестве противопоставления форме. Пространство – это «фон», на котором форма становится «фигурой». Взаимоотношения формы и пространства, или фона и фигуры, можно охарактеризовать как взаимозависимые и дополняющие друг друга; невозможно поменять что-то одно, не изменив при этом другое. Противопоставление фона и фигуры создаёт движение, активность, иллюзию трёхмерности. Эти качества чрезвычайно коммуникативны: продуманные взаимоотношения фона и фигуры – первый шаг в создании простого «надсмыслового» сообщения, которое зритель воспринимает ещё до того, как рассмотрит изображение и прочтёт текст, это своего рода мостик к основному смысловому содержанию всей дизайнерской работы. Именно поэтому организация взаимоотношений фигуры – позитивного элемента и фона – негативного элемента, является одним из важнейших визуальных аспектов – ведь это взаимоотношение влияет на все аспекты дизайна, начиная от общего эмоционального отклика и заканчивая информационной иерархией. Взаимоотношения фон – фигура должны быть понятны зрителю и хотя бы относительно логичны. Немаловажно и композиционное решение: композиционная, или визуальная, логика должна соответствовать сообщению, которое пытается выразить дизайнер. Логика композиции – визуальное расположение и соотношение фона и фигуры – вещь абстрактная, но во многом зависящая от того, как мозг зрителя интерпретирует увиденную информацию. В некоторых композициях соотношения формы и фона становятся настолько сложными, что они оптически взаимозаменяются. Это соотношения формы и контрформы, такой эффект, когда то, что казалось позитивным, вдруг становится негативным и наоборот. Этот визуальный приём очень привлекателен, поскольку мозгу приходится поднапрячься, чтобы понять, что изображено, следовательно, зритель увлечён и уделит больше внимания такой композиции. | ||||||