Даже в случайно созданной композиции, которая заранее не планировалась, можно разглядеть формальное соотношение элементов, которое создаёт ощущение порядка. Этих соотношений довольно много, но можно выделить наиболее значительные из них:

Целостность – это первый признак композиции, характеризуется тем, что из композиции нельзя изъять, добавить или передвинуть не один из элементов. Целостность нельзя понимать как спаянный монолит, это такое отношение, когда все элементы композиции связаны воедино стилем рисунка, цветами, размерами, выравниванием. В цельной композиции все промежутки, пробелы и отношения между элементами работают на создание внутреннего единства композиции. Для создания целостной композиции будущее изображение рассматривают как набор цветовых пятен – силуэтов отдельных элементов, которые компонуют на плоскости до достижения необходимого эффекта.

Подчинённость второстепенного главному (наличие доминанты)
В любой композиции есть главный элемент и ряд второстепенных, которые работают на выделение главного, они по-своему оттеняют главный элемент, направляя взгляд при рассматривании произведения. Главный элемент является смысловым центром композиции, но это не означает, что он должен обязательно находиться в геометрическом центре композиции. Центр композиции может находиться как на переднем, так и на заднем плане композиции.

Уравновешенность – это основа гармонии в произведении, она напрямую связана с симметрией, но симметричная композиция по определению уравновешенна. Намного сложнее уравновесить ассиметричную композицию. Уравновесить композицию можно благодаря зрительной взаимосвязи элементов относительно воображаемой оси симметрии. Особое внимание следует уделять уравновешенности в динамических композициях, где основной задачей является уничтожение равновесного покоя.



Используются технологии uCoz