Нюанс – контраст
Статика – динамика
Симметрия – асимметрия
Метр – ритм
Отношения – пропорции
Размер – масштаб

Статика – динамика
Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы – стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и чисто композиционного. По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на следующие четыре вида:

1)Зрительно и физически статичные формы. По производимому впечатлению они оцениваются как предельно стабильные. К ним можно отнести квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т.д. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.

2)Физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремлённых например в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами.

3)Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, в которой «двигаются» отдельные элементы. Часто в практике дизайна такое «движение» обусловлено особенностями функционирования объектов, реальным движением в них отдельных деталей. При этом их композиция в целом носит статичный характер.

4)Зрительно и физически полностью динамичные формы. Они типичны для многих современных движущихся дизайн-объектов, прежде всего транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер.

Используются технологии uCoz