Динамическая симметрия
Два человека сыграли в 20 веке главную роль в возрождении золотого сечения в качестве принципа конструирования. Первый — Джей Хэмбидж, автор трудов по искусству, преподаватель, его книга «Элементы динамической симметрии» была впервые опубликована в 1920 г. Второй — Ле Корбюзье, поистине гений художественного конструирования 20 века, впервые разработавший чёткую, универсальную систему под названием «модулор». Книга Хэмбиджа «Элементы динамической симметрии» сейчас совсем забыта, но в свое время среди учеников художественных школ она нашла массу горячих последователей. Пожалуй, Хэмбидж впервые визуально соединил прямоугольник золотого сечения с логарифмической кривой. Он придавал большое значение диагонали и разработал серию динамических прямоугольников, основанных на проекции прямоугольника v2. Хэмбидж показал, что диагональ прямоугольника делится перпендикуляром, опущенным на нее из угла прямоугольника, в гармоничном соотношении. Выражение «динамическая симметрия» он заимствовал из произведений Платона, одним из источников его представлений о классической пропорции были работы архитектора и ученого 1 в. до н. э. Витрувия. Модулор Через два тысячелетия после того, как Витрувий закончил свой монументальный труд «Десять книг об архитектуре», другой архитектор, Ле Корбюзье, приступил к разработке системы пропорционирования в архитектуре, названной им «модулором». Модулор внес значительный вклад в формирование современной архитектуры и явился краеугольным камнем большинства систем конструирования и современных сеток. Модулор Ле Корбюзье разрабатывался для архитектурных форм, но вскоре нашел применение и в других сферах, в том числе в конструировании печатной страницы. Опираясь на принцип золотого сечения, новая система пропорциональных отношений взяла за основу метрики размеры человеческого тела. В качестве главных точек, определяющих занятое пространство, Ле Корбюзье выбрал солнечное сплетение, макушку головы и кончик пальцев вытянутой руки. Расстояние от земли до солнечного сплетения представляет собой крайнее деление золотого сечения, а расстояние от солнечного сплетения до макушки — среднее. На этой основе Ле Корбюзье получил бесконечный ряд математических отношений, которые можно было широко использовать и в архитектурной практике. Само по себе использование модулора в графическом дизайне и, в частности, оформление Корбузье его книг «Модулор 1» и «Модулор 2»особого впечатления не оставило. Пожалуй, более ценным вкладом модулора в двухмерное конструирование было то воздействие, которое он оказал на художниковоформителей в Германии и Швейцарии, подвигнув их на создание модульных систем, превративших обычные макетные листы в современные модульные сетки. Сетка Поскольку современная сетка — это результат длительного процесса развития, то назвать её изобретателем какого-то одного художника или с точностью перечислить имена всех пионеров разработки модульных систем художественного конструирования невозможно. Дизайнерские школы Европы были главными лабораториями, и их влияние в 50-60-е гг. быстро распространилось по всему миру. В последние три десятилетия все большее число дизайнеров пользуются сеткой с таким мастерством, и с такой свободой, что человеку со стороны никогда и в голову не придет, что в основе решения лежит какая-либо сетка или вообще модульная система. Сегодня у сетки много сторонников, хотя есть у неё и противники. Она явилась предметом ожесточенных споров среди современных художников-оформителей. Когда сеткой пользуются мастерски, бережно и с чувством меры, появляются красивые, выразительно оформленные композиции и вся конструкция обретает единство, целостность, производит совсем особое впечатление. Однако в руках менее искушенного дизайнера сетка может стать своего рода оковами, и тогда появляются невыразительные макеты на примелькавшихся форматах. Сконструировать сетку и работать с ней не так сложно, как нам внушают иные теоретики, хотя и не так просто, как изображают иные художники. По словам выдающегося американского дизайнера Пола Рэнда, сетка «может показаться на первый взгляд очень простой, но работать с ней не так-то просто. Многое зависит от материала, из которого художник создает конструкции, и от практически бесконечных неожиданностей, с которыми ему приходится сталкиваться». Решение задач конструирования очень похоже на блуждание по лабиринту. Стоит дизайнеру выбрать путь, как возникают преграды, и он вынужден возвращаться и начинать все сначала, и так до тех пор, пока найдет верный путь к решению. То же и с сеткой. Если дизайнер выберет её, не продумав до конца принцип своей конструкции, то может оказаться, что именно сетка преградит ему путь к правильному решению. Ниже мы остановимся на основных этапах работы с сеткой, но в общем-то каждый дизайнер должен выработать свои собственные приёмы, отвечающие его образу мышления, творческому методу и индивидуальному стилю. 1 2 3 | ||||||