Наиболее полное и понятное для осмысления дизайнерской деятельности представление о форме сложилось еще в античности. Тогда под формой понималась некая структура, не имеющая телесного, вещественного существования, но значительно определяющая основные свойства и характеристики предмета. Согласно теории Аристотеля, форма – это граница вещи, которая определяет её и отделяет от всего окружающего, задает индивидуальные отличительные особенности вещи. Она придаёт устойчивость внутренним составляющим предмета, делая его цельным и единым. Но так же форма задаёт и устойчивость внешних связей предмета. Таким образом, формой может называться не только единичная вещь, но и система вещей, объединенных общими взаимосвязями. Круг – универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство. У круга нет ни начала, ни конца, ни ориентировки, ни направления, поэтому он ассоциируется и с бесконечностью и с завершённостью. К фигурам типа круга причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет. В дизайнерских решениях часто используются окружности и полуокружности, они придают композиции сглаженность и мягкость, не вызывают чувства напряженности. Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями равной длины, олицетворяет материю, некоторую тяжесть и строгое ограничение. Он является символом постоянства, безопасности, равновесия, пропорциональности. Все формы, построенные на горизонтальных и вертикальных линиях, носят характер «уквадраченных» форм, включая такие фигуры как крест, прямоугольник, меандр и их производные. Квадрату соответствует красный цвет, как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета очень чётко согласуется со статической и тяжелой формой квадрата. Все «уквадраченные» формы придают фигурам некоторое постоянство и силу. Треугольник возникает из трёх пересекающихся диагональных линий. Его острые углы вызывают ощущение агрессивности и «колкости». Он является активной, динамичной формой и несет в себе несколько символических значений: в положении вершиной вверх форма устойчива, символизирует огонь и стремление к высшему единству, в положении вершиной вниз – крайне неустойчива и негативна. К треугольным фигурам относятся все формы диагонального характера, как например ромб, трапеция, зигзаг и их производные. С древних времен треугольник считался символом мысли, а его невесомый характер позволяет отождествлять его с жёлтым цветом.
Спираль – самая эргономичная форма, у шара самая малая поверхность, при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем на любую другую. Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается, и поэтому широко распространен в органическом мире (икринки, вирусы, простейшие микроорганизмы). Шар, круг, овал – наиболее часто встречающиеся формы в произведениях искусства, т. к. отражают реальные формы, свойственные природе. Они легко воспринимаются зрительно, так как зрительное поле само имеет форму овала и так как в этих формах наилучшим образом отражается представление о цельности, завершенности, в противоположность формам прямоугольным, которые ассоциируются с ограничением, с чем-то условным.
Многогранники – пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в сети кровеносных сосудов. Эргономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство. Благодаря этому их используют в дизайне в покрытиях поверхностей. Звезда – разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, то лучи и лепестки расходятся от центра, охватывают окружающее пространство, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются благодаря лучам-ногам (актиния, морская звезда, осьминог), форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии. Ноги – лучи в древнем искусстве были символом вечного движения. | ||||||