Нюанс – контраст
Статика – динамика
Симметрия – асимметрия
Метр – ритм
Отношения – пропорции
Размер – масштаб

Метр – ритм
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трёх элементов, хотя начало ему могут положить и два элемента.

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает её чёткой и ясной. Однако при большей протяжённости метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует:
1)Сочетание в композиции несколько метрических рядов разного построения;
2)Выделение в метрическом ряду групп элементов;
3)Установление разрядок между группами;
4)«Оживление» метрического ряда за счёт включения в него акцентов;
5)Изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.

Наиболее активным средством устранения монотонности в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто – ритмизация формы.

Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко и плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жёстких» геометрических форм. Это – квадраты, треугольники, ромбы и т.д. Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей и т.п. Окружность в ряд вторых не включается: она образуется на основе формирования метрического, т.е. равномерно изменяющегося множества.

Одним из полюсов ритмического построения является приближающийся к равномерному строю строгий ритмический порядок, то другим – порядок, основанный на свободном расположении элементов. Наиболее характерный приём построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведёт к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое – «напряжённой». За чрезмерно резким изменением величины элементов кроется разрушение композиционно-ритмического строя. Другой распространённый приём – изменение интервалов между элементами. С его использованием связано построение сужающихся и расширяющихся ритмических рядов. Первые ряды строятся за счёт сокращения расстояний между элементами, вторые – за счёт их увеличения. Степень изменения в этом случае будет определять замедление или ускорение ритма. Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение – к её облегчению.

Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, геометрический вид, рельеф и др. Как и метр, ритм может быть составлен из одного или нескольких рядов, т.е. быть простым или сложным. Ритмическая направленность сочетающихся рядов относительно друг друга может быть разной:

Параллельной направленностью – когда свойства элементов в рядах одинаково изменяются, например, возрастает яркость, увеличивается величина и т.д.

Встречной – когда свойства изменяются неодинаково, например яркость возрастает, а величина уменьшается.

Важно учитывать, что ритм, как и асимметрия, может развиваться в разных координатных направлениях – по вертикали, по горизонтали и в глубину.

Используются технологии uCoz