Принципы построения сетки:
1) В основе любого модульного способа конструирования лежит чёткое понимание проблем коммуникации — от её цели до возможной реакции читателей. Дизайнер должен сознавать и учитывать такие объективные усло­вия работы над проектом, как место и время издания, а также неизбежные расходы.

2) Прежде чем приступить к серьезному конструирова­нию, дизайнер должен тщательно взвесить реальные требования: характер визуального материала и его количество, порядок и продолжительность исполнения, оптимальные для воплощения замысла, степень вы­разительности, необходимую для выявления каждого элемента. Не просто количество слов и изображений, а степень придаваемой им выразительности будет в конечном итоге определять качество визуальной коммуникации.

3) Следующим шагом в процессе конструировании станет увязка всех факторов для создания единой концепции проекта. На этой стадии идея использования сетки возникает у дизайнера чаще всего, хотя она может возникнуть у него и в самом начале и в самом конце работы. Так или иначе ясно одно: сетки и модульные системы должны служить замыслу, а не вести его за собой. Когда сетка доминирует в творческом процессе, возникает реальная опасность того, что она станет на­вязывать какое-то определенное решение.

4) Начиная конструирование сетки, дизайнер стремится придать её структуре ту простоту, которую искал, соз­давая общую концепцию. Варианты сеток могут быть самыми разными. Сетка может просто определять поля и формат набора, может служить основой сложной структуры с широким использованием типографских средств и визуальных возможностей. Судить о достоин­ствах сетки следует по качеству полученной конструк­ции, а не по сложности рисунка сетки.

Форма и функция
Рисунок сетки зависит от содержания и замысла про­екта. Поскольку каждая сетка делается, во-первых, на заказ, то есть в соответствии со спецификой опреде­ленного проекта, и, во-вторых, структура ее определя­ется индивидуальным стилем того или иного дизайнера, то рисунок сетки может иметь практически неограни­ченное количество вариантов. Существует, однако, не­сколько общих, применимых к большинству сеток прин­ципов, которые надо знать дизайнерам при проектировании модульных систем. Простейшая сетка, составляющая основу модульных систем, раз­работанных в Ульме, Базеле и Цюрихе в послевоенные годы, представляет собой единообразную композицию горизонтальных и вертикальных линий, образующих рисунок из квадратов, похожий на разграфленную таблицу. Эта сетка требует далеко не лёгкой унифика­ции горизонтальных и вертикальных линий, образующих рисунок из квадратов, похожих на разграфлённую таблицу. Эта сетка требует далеко не лёгкой унификации горизонтальных и вертикальных размеров, основа которых — лайн-спейс (line-space) — кегль основного шрифта плюс размер шпонов. Например, если кегль шрифта равен 10 пунктам при двухпунктовых шпонах, то единица измерения будет 12 пунктов, или 1 цицеро. Если ширина колонки набора равна 14 цицеро при 1 цицеро между колонками, сетка разделится на квадра­ты со стороной 14 цицеро при расстоянии между ними 1 цицеро. Если для заголовков применяется шрифт ке­глем 48 пунктов, высота строки будет равна 4 модуль­ным элементам, а если для заголовков применяется шрифт кеглем 6 пунктов, высота строк такого заголовка займет половину модуля. На практике сетку не всегда можно построить из квадратов, но дизайнеры, работаю­щие с ней, не должны забывать о её преимуществах. Сетка, в основе которой лежит квадрат, является, во-первых, идеальной для модульной структуры, во-­вторых, квадраты естественно группируются в горизон­тальные и вертикальные прямоугольники с отношени­ем сторон 1:2, 2:3, 3:4. Вертикальные линии сетки контролируют внутренние и внешние поля, выделяют колонки набора и опреде­ляют расстояния между ними. Разметка этих линий почти всегда ведется в цицеро или полуцицеро, что соответствует существующим типографским стандар­там. Горизонтальные линии сетки определяют верхние и нижние поля, высоту колонок набора, расположение заголовков и изобразительного материала. Если раз­метка вертикальных линий ведется в системе цицеро, то расстояние между горизонтальными линиями из­меряется в пунктах, так как часто оно зависит от кегля шрифта и размера шпонов (девятипунктовый шрифт на однопунктовых шпонах задает десятипунктовыи шаг сетке). Это одна из причин, по которой абсолютно квадратная сетка не всегда возможна. В отдельных случаях с помощью сетки можно варьировать и шири­ну колонок набора. Количество вертикальных линий можно увеличивать сколько угодно, но это приводит к случайному рисунку, поэтому большинство дизайнеров предпочитают работать с модульными системами более строгой структуры, которые тем не менее также позволяют варьировать ширину и количество колонок. В последние годы сетку используют для решения мно­гих задач конструирования. Она является подспорьем при подготовке ежегодных отчетов, брошюр, справоч­ников, каталогов, указателей, комплектов рекламных изданий, фирменных стилей корпораций и т. д. Следует, пожалуй, закончить введение словами предо­стережения. Швейцарский дизайнер Йозеф Мюллер ­Брокман, известный ясностью и графичностью своих проектов, утверждает: «Сетка — средство, а не залог успеха. Ею можно пользоваться по-разному, и каждый дизайнер волен выбрать решение, соответствующее его индивидуальному стилю. Однако нужно учиться пользоваться сеткой, это искусство, требующее прак­тики». И в качестве последнего напутствия приведем слова Ле Корбюзье о системе конструирования, на­званной им модулором: «Но во всех случаях я всегда оставляю за собой право сомневаться в бесспорности решений, подсказываемых мне «модулором», сохраняя полную свободу действий, подчиняя их моему чувству вещей, но отнюдь не моему рассудку»



1 2 3
Используются технологии uCoz