Силуэтно-плоскостной изобразительный метод
Локальный изобразительный метод
Светотеневой изобразительный метод
Пространственно-цветовой изобразительный метод

Силуэтно-плоскостной изобразительный метод был первым в историческом отношении. Он появился вместе с первобытными наскальными изображениями, включает в себя почти весь изобразительный фольклор разных народов и продолжает своё существование в искусстве наших дней. К нему относятся такие разные художественные явления, как русская иконопись в её византийской традиции, иранская миниатюра, классическая японская живопись и графика.

Силуэтно-плоскостной изобразительный метод основан на подчинении предмета и пространства месту их «обитания» – изобразительной поверхности. Его характерными признаками являются уплощение объёма, плоскостная трактовка пространства, декоративизм, звучность цветовой гаммы. Основным выразительным средством этого метода служит цветовой силуэт.

Подчёркнутая условность средств выражения позволяет благополучно существовать образу и знаку – разноприродным изобразительным компонентам. Так, на ярмарочной афише или лубочной гравюре рядом с силуэтным объёмом на равных правах живёт плоский орнамент или буквенный знак. Но не только художники-примитивисты использовали язык силуэта. Надпись и образ легко уживались в произведениях русской иконописи вплоть до 17 века, когда, с переходом от византийских традиций к «фряжскому» письму появилось европейское отношение к изобразительной поверхности. В иконописи нового стиля шрифт дискриминируется из-за его знакового происхождения. Он либо совсем вытесняется из пространства основного изображения, либо локализуется специальным обрамлением, виньеткой и т.п. И впоследствии силуэтно-плоскостной метод привлекал к себе художников разных времён и национальностей. Английские прерафаэлиты, немецкий югендштиль, русские «Мир искусства» и «Голубая роза» и их последователи объединены родственной стилисткой. Примером силуэтно-плоскостного метода в искусстве 20 века является творчество А.Матисса, М.Сарьяна, П.Кузнецова, Н.де Сталя. Те же выразительные средства широко используются в современном искусстве книжной иллюстрации, и особенно – в детской книге. Ещё в средневековом искусстве цветовой силуэт приобретал сакральное значение. В искусстве наших дней цвет, освобождённый от рамок формы, становится поэтически условным. Лаконичный сам по себе, цветовой силуэт приобретает теперь образную многозначность: он демонстрирует и качество света, и локальную окраску, и пространственное положение изображаемого предмета.




Используются технологии uCoz