![]() |
||||||
![]() |
Силуэтно-плоскостной изобразительный метод Локальный изобразительный метод Светотеневой изобразительный метод Пространственно-цветовой изобразительный метод Светотеневой изобразительный метод Не прошло и века после торжества локального метода, как маятник качнулся в противоположном направлении. Нарастает интерес к внутреннему миру человека, его настроения проецируются вовне и окрашивают собой окружающее. В живописи те состояния и интонации, до которых не было дела искусству предшествующего периода. На смену ясности приходит недосказанность, рассудочность уступает место чувству. Для этого метода характерно преобладание цвето- и световоздушной среды над предметом. Увлечённость светотенью сначала сопровождалась почтительным отношением к предмету – у М.да Караваджо или Ж.де Латура; Рембрандт и Креспи все более смело нарушают изобразительный суверенитет объема. Предметы и фигуры в их произведениях живут в вязком и массивном пространстве – среде, то полностью тонут в нём, то появляются, перебиваемые игрой света и тени. Среда становится едва ли не более весомой, чем предметные персонажи изображений. Тенденция нарастает и подходит к своему логическому пределу у Тёрнера и импрессионистов, где предмет полностью побеждается средой и почти прекращает своё изобразительное существование. Подчинённость предмета среде выражается и в технике изображения. Расплывчатое пятно становится главным выразительным средством и заменяет собой чёткий силуэт, а в графике линия из рисующей превращается в сеть штрихов тонального свойства, как в офортах Дж.Моранди. Глубина строится не только перспективным уменьшением удалённых предметов, сколько эффектом воздействия на них плотных слоёв воздуха. Большие, наполненные светом или тьмой массы пространства растворяют в себе изображённые предметы. Активность и материальность светотеневой среды характерна для малых голландцев, Ватто и Буше, романтиков – Жерико, Делакруа, позднее – Коро и Констебла. У барбизонцев и позднее у импрессионистов возникает интерес к цвету воздушной среды. На смену сдержанному колориту предшественников приходят новые активные и яркие цветовые решения. Цветовоздушная среда окрашивается и становится самостоятельным компонентом изображения, иногда главенствующим, как в знаменитой серии «Руанский собор» К.Моне. Замкнутость композиции не обязательна. Всё ассиметрично, фрагментарно. Импрессионисты культивируют мгновенность, мимолётность живописной ситуации. Композиции их картин подчёркнуто случайны, подобны отдельным кадрам кинохроники, ракурсы остры и неожиданны, хотя при внимательном рассмотрении понимаешь, что эти импровизации тщательно отрепетированы и выверены. ![]() | |||||