Древнее:
Античность:
Европа 2-17 веков:
Европа 17-19 веков:
Модернизм:
Постмодернизм:
Первобытное искусство
Древнейшие памятники первобытного искусства датируются периодом
позднего палеолита. Оно отражало представление человека
об окружающем мире, закрепляло коллективный жизненный опыт
общины. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд
в развитии человечества, способствовало укреплению социальных
связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира
человека, его начальных эстетических представлений. Первые
произведения искусства поражают свежестью восприятия и яркостью.
В качестве красок первобытные люди использовали природные
вещества. Жёлтую, красную и коричневую краски обычно приготовляли
из охры, чёрную – из древесного угля, белую краску изготавливали
из белой глины.
Основные произведения: наскальные росписи, статуэтки из камня
и кости, орнаментальные узоры на кусках оленьих рогов
и каменных плитах.
Египет
Искусство Древнего Египта зародилось еще в 8 тысячелетии до н.э.
Его отличительная особенность заключалась в том, что оно было
призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного
культа и государственного культа обожествления фараона. Памятники
древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели
в подавляющем большинстве культовое значение. В произведениях
Древнего Египта впервые прослеживается наличие особых
изобразительных форм, определенных композиционных решений,
изображения человека имеют более реалистичный характер. Краски
так же создавались из природных материалов.
Основные произведения: скульптуры, статуэтки, рельефы, живопись,
украшавшая стены храмов, домов и гробниц.
Месопотамия
Древнейшие произведения, найденные в Месопотамии, относятся
к 4 тысячелетию до н.э. Одной их характерных черт, отличающих
произведения Месопотамии явилась клинопись, эта форма письма
использовалась повсеместно: украшала стены храмов, присутствовала
на скульптурах. Основные сюжеты произведений – это светские сцены
(прославление царя, сцены охоты или пиршеств), так же встречаются
погребальные сцены, стены шумерских храмов украшались рельефами,
повествовавшими об исторических событиях и повседневных делах.
Особое место в изобразительном искусстве Месопотамии принадлежит
глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню.
Основные произведения: рельефы, печати, росписи и скульптуры.
Китай
Античные находки Древнего Китая датируются 3 тысячелетием до н.э.
В культуре Древнего Китая была своя письменность – иероглифы,
так же именно в этой культуре была изобретена бумага и чернила.
Сюжеты китайской живописи тесно связаны с философией даосизма
и конфуцианства. Традиционная живопись стремится к монохромному,
одноцветному полотну, в картинах происходит гармоничное слияние
природного и человеческого. Так же живопись была тесно связана
с каллиграфией.
Основные произведения: живописные полотна, роспись шелка и фарфора.
Индия
Первые памятники искусства Древней Индии датируются 7 в. до н.э.
Искусство имело религиозный характер, считалось, что искусство
должно выражать не идеи красоты, а высочайшие силы космоса
и энергию, которые присваиваются божеству. Основным видом
искусства была архитектура, а живопись и скульптура подвластны ей.
Наиболее известные живописные памятники – это росписи стен
храмов и монастырей с изображениями сцен из буддийских приданий.
Скульптура так же использовалась для украшения храмов внутри
и снаружи.
Основные произведения: это храмы, скульптура и настенные росписи.
Ислам
Искусство Ислама было тесно связано с религией, хорошо известно,
что мусульманская религия запрещала изображение человека
и животных. Поэтому в странах ислама искусство исторически
сложилось орнаментальным, отдавшим предпочтение абстрактным,
геометрическим и стилизованным формам. Главным носителем идей
ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное
в виде надписи или символа. Основа художественного творчества
мусульман – каллиграфия и орнамент (арабеска) – искусство
изображения слова и искусство изображения символа. Отрывки
из священного писания высечены на стенах и порталах мечетей,
вплетены в узоры ковров, тканей, керамики, написаны на страницах
и переплетах рукописей.
Основные произведения: мечети, арабская вязь, рукописи.
Корея
Древнейшие живописные памятники Кореи относятся к четвертому
столетию. Живопись ранних периодов испытывала влияние буддизма,
позднее тематика картин стала более разнообразной: писали портреты,
пейзажи, животных и четыре благородных растения (сливовое дерево,
хризантема, орхидея и бамбук). Живопись исполнена в спокойных,
гармоничных тонах, среди которых преобладает золотистый тон охры
в сочетании с серо-голубым, коричневым и фиолетовым.
Художественная культура Кореи постоянно соприкасалась с мощной
культурой Китая.
Основные произведения: каллиграфия, рисунки на бумаге и шелке,
архитектура, росписи стен гробниц и храмов.
Япония
В странах Дальнего Востока искусство живописи сильно связано
с искусством каллиграфии. В искусстве Японии существует понятие
единства каллиграфических и живописных принципов, большую роль
играет линия, ее характер и фактура. Большое влияние на искусство
оказало распространение в стране буддизма. Так же развивалась
жанровая и пейзажная живопись. Особое место занимали гравюры
на дереве.
Основные произведения: архитектура, скульптура, живопись на шелке,
бумаге, роспись стен, гравюры.