Древнее:
Античность:
Европа 2-17 веков:
Европа 17-19 веков:
Модернизм:
Постмодернизм:
Византия
В 4 веке Римская империя распалась на Восточную и Западную.
Столицей Восточной, Византийской империи был Константинополь,
она просуществовала до 15 века. Это было одно из самых
могущественных, богатых и культурных государств Европы. Основной
религией в Византии было христианство, а искусство было
продолжением религии. Византия является родиной иконописи.
Задача иконописи – воплощение божественного в человеческом теле
по определенным канонам. При создании икон учитывалась символика
цвета, использование определенных образов и знаков. Иконами
украшались стены храмов. Архитектура Византии так же была
подчинена религии, храмы строились по определенным правилам,
основное их назначение – нести священный образ.
Основные произведения: иконы, храмы, мозаики.
Каролинги
Для искусства каролингов прежде всего были характерны
орнаментальные узоры, которые украшали оружие, утварь, одежду.
В узоры вплетались изображения сказочных зверей, которые
использовались как амулеты. На произведения каролингов влияла
Византийская культура, после принятия христианства они так же
писали иконы, но в них присутствовали и орнаментальные узоры.
Строились храмы похожие на римские базилики, стены в них украшались
фресками и мозаиками. Развивалась и книжная миниатюра,
создавались рукописи религиозного содержания с соответствующими
иллюстрациями и орнаментальными узорами.
Основные произведения: фрески, мозаики, книжная миниатюра,
каролингский минускул
Романский стиль
Романский стиль – искусство стран Западной Европы 11-12 вв.
Романский стиль проявил себя в архитектуре, изобразительном
и декоративно-прикладном искусстве. Ведущим видом романского
искусства была архитектура, её развитие было связано
с монументальным строительством. Архитектурные постройки
отличались массивностью и простыми формами, впечатляли своей
мощью и внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре,
оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства
и был средоточием творческой деятельности народа. В убранстве
интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов,
большое место принадлежало фреске. Многоцветные фрески
покрывали стены соборов, основные сюжеты – библейские истории.
Новым явлением были витражи, на темных стенах собора витражи
образовывали яркие цветовые пятна, оживляя пространство
рефлексами. В витражах изображались сюжеты из священной истории,
житий святых — популярной литературы того времени.
Так же изображались и светские сюжеты на коврах и шпалерах,
которые играли как утилитарную так и декоративную роль.
Основные произведения: храмы, замки, фрески, витражи,
ковры, шпалеры.
Готика
Готические искусство явилось своеобразным продолжением романского
стиля, некоторое время они даже существовали параллельно.
Особое место в готическом искусстве занимала архитектура, храмы
стали более высокими, а стены более тонкими. Так же в храмах стали
делать большие окна, которые украшали разноцветные витражи,
поэтому практически повсеместно исчезли фрески. Витражные
композиции изображали традиционные религиозные сюжеты
и исторические события. Особое место заняла книжная миниатюра,
в которой теперь встречались и светские сюжеты. Использовался
особый вид письма, напоминавший ажурный узор.
Основные произведения: архитектура, витражи, книжные миниатюры.
Возрождение
Хронологические границы эпохи Возрождения это 14-16 века.
Отличительными чертами искусства Возрождения были светский
характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному
культурному наследию. Областями, в которых с особой наглядностью
проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали
архитектура и изобразительное искусство. Культура Возрождения
ярко демонстрирует характерную связь науки и искусства. Особенная
роль была отведена познавательному началу для того, чтобы
изобразить мир и человек достаточно правдиво. Искусство все больше
приобретало светский характер, что отражалось в сюжетах картин.
Архитектура эпохи Возрождения отказалась от готической конфигурации
в пользу возвращения к античной, классической традиции, начали
строить многоэтажные городские общественные здания: ратуши,
университеты, дома купеческих гильдий, воспитательные дома,
все они получали более нарядное убранство.
Основные произведения: архитектура, скульптура, живопись.
Маньеризм
Маньеризм это течение в европейском искусстве 16 века, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис
ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма
культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости
человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил,
стремились не столько следовать природе, сколько выражать
"внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника.
Для живописи эпохи Маньеризма характерны драматическая острота
образов, преувеличенная экспрессия поз и движений и удлиненность
пропорций фигур. Архитектура этой эпохи характеризовалась отказом
от строго использования канонов, что привело к появлению множества
эклектичных построек.
Основные произведения: архитектура, живопись.
Барокко
Стиль Барокко распространился в 17-18 веках, родиной является Рим.
Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика,
патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие
к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального,
сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света
и тени. В живописи использовались тёплые тона, мягкие переходы,
значительно расширился круг изображаемых вещей, появились новые
жанры. Неотъемлемая часть архитектуры Барокко - скульптуры.
Они украшали фасады зданий и внутренние помещения. Скульптуры
Барокко декоративно, эмоцианально дополняли архитектуру зданий
и ансамблей. Парки украсились группами скульптур на античные
сюжеты, на площадях устанавливались памятники правителям,
они оживляли фонтаны и лестницы.
Основные произведения: живопись, скульптура, архитектура.
Рококо
Стиль Рококо появился в 18 веке, для него характерны гедонистические
настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры.
Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила
развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях
плафонов, стен, наддверных панно, в гобеленах преобладали пейзажи,
мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный
быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены),
идеализированный портрет, изображающий модель в образе
мифологического героя. Отдавалось предпочтение светлой палитре:
блёклым, серебристо-голубоватым, золотистым и розовым оттенкам.
Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль
реалистического направления, достигли расцвета портрет, натюрморт,
бытовой жанр, пейзаж. Скульптура Рококо менее значительна
и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве
Рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие
скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили
в парках, украшали ими беседки, салоны, купальни. Архитектура этого
периода стремится к лёгкости и игривости.
Основные произведения: живопись, скульптура, архитектура.