Контраст по цвету
Контраст светлого и тёмного
Контраст холодного и тёплого
Контраст дополнительных цветов
Симультанный контраст
Контраст цветового насыщения
Контраст цветового распространения
Контраст по цвету – самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших
требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать
с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.
Так же как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого
и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно
выраженным цветовым контрастом. Для того чтобы убедиться в этом, нужно,
по крайней мере, три ярких и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный
контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность
цветового контраста всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета
удаляются от основных трёх. Так, оранжевый, зелёный и фиолетовый по своей
контрастности уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие
цветов третьего порядка ещё менее явно. Когда каждый цвет отделен друг от друга
чёрными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится
выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым
уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную
конкретность. Хотя основная группа трёх цветов жёлтого, красного и синего
представляет собой самый большой цветовой контраст, однако и все другие чистые
цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных цветовых контрастов.
Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить
множество различных сочетаний. Число вариаций здесь очень велико и в соответствии
с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение
белого и чёрного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений
художника. Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает
их более тёмными, чёрный, наоборот, повышает их яркость и делает их более
светлыми. Поэтому, чёрный и белый являются важными элементами цветовых
композиций.
В пределах цветового контрастирования может быть решено множество живописных
тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порождённой стихийной
силой. Незатемнённые цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас
ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей
материальности.
На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые
вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую
вызывают яркие краски. В ранних средневековых рукописях контрасты по цвету
используются в самых разных вариантах, причём в меньшей степени в мотивах
духовного порядка, и в большей - в целях создания радостной декоративной пестроты.
Цветовые контрасты можно найти в витражах, особенно ранних, где их стихийная сила
берёт верх над пластическими формами архитектуры. Стефан Лохнер, Фра Анжелико,
Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего
принцип цветового контрастирования.