Контраст по цвету
Контраст светлого и тёмного
Контраст холодного и тёплого
Контраст дополнительных цветов
Симультанный контраст
Контраст цветового насыщения
Контраст цветового распространения
Контраст цветового насыщения
Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова
«контраст насыщения» фиксируют противоположность между цветами насыщенными,
яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматические цвета, полученные путём
преломления белого света, являются цветами максимального насыщения
или максимальной яркости.
Среди пигментных цветов мы также имеем цвета максимальной насыщенности.
В связи с этим следует обратить внимание на таблицу светлоты, которая выявляет
степень светлоты и темноты ярких цветов по отношению друг к другу. Едва только
чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Цвета могут
быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём они весьма различно
реагируют на средства, которые используются в этих целях.
1 Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более
холодный характер. Карминно-красный цвет при его смешении с белым приобретает
синеватый оттенок и резко меняет свой характер. Жёлтый также становится немного
более холодным благодаря примеси белого, а основной характер синего цвета
остаётся в значительной мере неизменным, фиолетовый цвет чрезвычайно
чувствителен к примеси белого, и если насыщенный тёмно-фиолетовый цвет
имеет в себе нечто угрожающее, то от примеси белого он становится более
светлым — лиловым и производит приятное и спокойно-весёлое впечатление.
2 Чистый цвет можно смешать с чёрным. При этом жёлтый теряет свою лучистую
светлоту и яркость и приобретает некую болезненность и коварную ядовитость.
Это немедленно сказывается на силе его яркости. Чёрный цвет усиливает присущую
фиолетовому цвету мрачность, наделяет его некой безвольностью и уводит в темноту.
При подмешивании чёрного цвета к ярко-красному кармину, последний получает
звучание, приближающее его к фиолетовому. Красная киноварь при подмешивании
чёрного даёт нечто вроде жжённого, красно-коричневого вещества. Синий цвет
затмевается чёрным. Достаточно небольшого добавления чёрного, чтобы его яркость
быстро исчезла. Зелёный цвет допускает гораздо больше модуляций, чем фиолетовый
или синий, и имеет много возможностей своего изменения. Обычно чёрный цвет
отнимает у цветов их светлоту. Он отдаляет их от света и более или менее
быстро «убивает».
3 Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси
чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется
серый, то получаются более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более
блёклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цвета
нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми».
4 Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих
дополнительных цветов. Если к фиолетовому цвету подмешать жёлтый, то получатся
промежуточные тона между светло-жёлтым и тёмно-фиолетовым. Зелёный и красный
не очень различаются по тональности, но при смешивании переходят в серо-чёрный.
Различные смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом
дают редкостные по своей сложности тона.
Если в какой-либо смеси участвуют все три цвета «первого порядка», то полученный
цвет будет отличаться слабым, блёклым характером. В зависимости от пропорций,
он может казаться желтоватым, красноватым, синевато-серым или чёрным.
С помощью трёх цветов «первого порядка» могут быть получены все степени
блеклости. То же относится и к трём цветам «второго порядка» или ко всякой другой
комбинации, если только в этой смеси будут участвовать три основных цвета —
желтый, красный и синий.
Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только
контраст насыщения без всяких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть
подмешан к яркому, то есть яркий красный должен контрастировать
с блёклым красным, а синий яркий с блёклым синим. Но нельзя ставить вместе яркий
красный с блёклым синим или яркий зелёный с блёклым красным. Иначе чистый
контраст насыщения будет заглушен другими новыми контрастами, например,
контрастом холода и тепла, и действие контраста насыщения с его тихой и спокойной
выразительностью будет поставлено под вопрос.
Блёклые тона - главным образом, серые - кажутся живыми благодаря окружающим
их ярким цветам.
Использование контраста насыщения можно видеть в картинах Жоржа де ла Тура
«Новорожденный», Музей города Ренн; Анри Матисса (1869-1954) «Пион», Нью-Йорк,
Музей современного искусства и Поля Клее (1879-1940) «Волшебная рыба»,
Филадельфия, Музей искусства.