Контраст по цвету
Контраст светлого и тёмного
Контраст холодного и тёплого
Контраст дополнительных цветов
Симультанный контраст
Контраст цветового насыщения
Контраст цветового распространения
Контраст холодного и тёплого
На первый взгляд может показаться странным отождествление ощущения температуры
со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3-4 градуса
в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный
цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зелёном помещении
рабочие жаловались на холод при температуре 15°, в то время как в красно-
оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре
11 - 12°. Научные исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс
кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Подобные же
результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей
была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет,
другая – в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после
скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали. Кроме того,
в синем отсеке не было мух, в то время как в красном их было множество. Оба опыта
показывают особую значимость контраста тёплого и холодного для цветовых решений.
Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет – самый светлый,
а фиолетовый – самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый
сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый – фиолетовый»
расположены "красно-оранжевый" и "сине-зелёный", которые являются двумя
полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик – самый
теплейший, а сине-зелёный, или окись марганца – самый холодный цвет. Обычно
жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный
и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный,
зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый – холодными,
но подобная классификация может ввести в заблуждение. Совершенно так же,
как полярности белого и чёрного представляют собой самый светлый и самый
тёмный цвет, а все серые тона только относительно светлые или тёмные
в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёмным или светлым тоном,
так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда
холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между
ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того,
контрастируют ли они с более тёплыми или холодными тонами. Характер холодных
и тёплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:
холодный – тёплый
теневой – солнечный
прозрачный – непрозрачный
успокаивающий – возбуждающий
жидкий – густой
воздушный – земной
далёкий – близкий
лёгкий – тяжёлый
влажный – сухой.
В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя
всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает также
свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения.
И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче
перспективы и пластических ощущений. Если необходимо создать композицию,
проработанную и строго выдержанную с точки зрения определенного контраста,
то все остальные контрастные проявления должны стать второстепенными
или вообще не использоваться.
Контраст холодного и тёплого можно считать самым "звучащим" среди других
цветовых контрастов.
Примерами использования контраста холодного и тёплого могут служить:
Витражи Шартрского собора (XII в.); «Хор ангелов» в Изенхеймском алтаре
Маттиаса Грюневальда (1475-1528), Кольмар, Музей Унтерлинден;
«Мулен де ля Галетт» Огюста Ренуара (1841-1919), Париж, Музей Орсэ;
«Лондонский парламент в тумане» Клода Моне (1840-1926),
(1840-1926), Париж, Музей Орсэ; «Яблоки и апельсины» Поля Сезанна (1839-1906),
Париж, Музей Орсэ.