Контраст по цвету
Контраст светлого и тёмного
Контраст холодного и тёплого
Контраст дополнительных цветов
Симультанный контраст
Контраст цветового насыщения
Контраст цветового распространения
Контраст цветового распространения
Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между
двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность — противопоставление
между «много» и «мало», «большой» и «маленький».
Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Силу воздействия
цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер
его цветовой плоскости. Для того, чтобы определить яркость или светлоту того
или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне
средней светлоты. При этом можно заметить, что интенсивность или светлота
отдельных цветов различны.
Гёте установил для этой цели простые числовые соотношения. Эти соотношения
приблизительны, так как в конечном счёте все же решать должен глаз. Помимо того,
цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы
весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает
большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью
к цвету. По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить
системой следующих соотношений:
жёлтый: 9
оранжевый: 8
красный: 6
фиолетовый: 3
синий: 4
зелёный: 6
Приведём отношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:
жёлтый: фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4: 1/4
оранжевый: синий = 8:4 =2:1= 2/3: 1/3
красный: зелёный =6:6=1:1=1/2:1/2
Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные,
то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин.
То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть
пространства, зани-маемого его дополнительным фиолетовым цветом.
Для гармоничных соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами,
характерны следующие пропорции:
жёлтый: фиолетовый = 1/4: 3/4
оранжевый: синий = 1/3: 2/3
красный: зелёный =1/2:1/2
Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных
цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:
жёлтый: 3
оранжевый: 4
красный: 6
фиолетовый: 9
синий: 8
зелёный: 6
Представленная здесь система количественных соотношений имеет силу только
при использовании цветов в максимальной их яркости. При её изменении меняются
и соответствующие размеры цветовых площадей. Оба фактора - и яркость,
и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой.
Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений
между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо
экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений определяется
поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья
и вкуса художника.
При резко выраженном контрасте распространения цветов они начинают производить
совершенно новое впечатление.
В разделе, посвящённом симультанному контрасту, было установлено, что глаз
требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина
этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему
стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим особым
действием и контраст распространения. Написанный в меньшем количестве
и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует,
обороняется и производит относительно более яркое впечатление, чем если бы
он был использован в сгармонизованных пропорциях,. Этот факт известен как биологу,
так и садоводу. Когда растение, животное или человек в результате тяжёлых условий
жизни попадает в бедственное положение, то в тех же растениях, животных и людях
просыпаются силы сопротивления, которые при счастливом стечении обстоятельств
позволяют достичь больших результатов. Если при длительном созерцании картины
сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную
площадь, то этот цвет начинает казаться неё более и более интенсивным и действует
возбуждающе.
Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно
придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию.
Здесь проявляется исключительная особенность контраста распространения –
его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе,
посвященном контрасту светлого и тёмного, уже немного говорилось о цветовом
пропорционировании. Но в сущности именно только контраст распространения
в полном смысле является контрастом пропорций. Если в композиции, основанной
на контрасте светлого и тёмного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей
светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести
особо углубленный смысл. Согласование размеров цветовых плоскостей по меньшей
мере столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор
цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить
и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры
и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета
и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком. Соблюдение этого
правила особенно важно для определения цветовых масс. Размеры цветовых пятен
ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров,
ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета,
его яркостью и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного
сопоставления цветов. Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов,
то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае,
когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. И здесь достаточно
небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.
Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться
в соответствии с силой их воздействия.