Контраст по цвету
Контраст светлого и тёмного
Контраст холодного и тёплого
Контраст дополнительных цветов
Симультанный контраст
Контраст цветового насыщения
Контраст цветового распространения
Симультанный контраст
Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при
восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета,
и если такового нет, то симультанно, т. е. одновременно, порождает его сам.
Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе
о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь
как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы.
Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности,
возникают по одной и той же причине.
Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной плоскости
разместить маленький чёрный квадрат, затем поверх него положить листок
папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то чёрный квадрат
будет казаться зеленоватым, если в зелёный, то чёрный квадрат покажется
красноватым, на фиолетовом фоне - желтоватым, а если поместить его в жёлтый,
то чёрный квадрат будет казаться фиолетово-серым. Каждый цвет в глазах зрителя
одновременно порождает и свои противоположный тон.
Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают
лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации
от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений. При длительном
рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт, в то время
как восприятие симультанно возникшего цвета усиливается. Симультанный контраст
возникает не только при сочетании серого и какого-либо чистого хроматического
цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными.
Каждый из этих цветов будет стремиться сдвинуть другой в направлении
к его дополнительному, причём в большинстве случаев оба цвета теряют нечто
от присущего им характера и приобретают новые оттенки. В этих условиях цвета
получают максимально динамическую активность. Их устойчивость нарушается
и они приходят в состояние изменчивой вибрации. Цвета теряют присущий
им объективный характер и как бы «качаются», переходя из своей реальности
в новое нереальное измерение. Цвет начинает терять свою материальность,
и слова о том, что «сущность цвета не всегда идентична его воздействию»,
здесь полностью оправдывают себя.
Симультанные свойства цвета имеют первостепенное значение для всех работающих
с ним. Гёте говорил, что «симультанный контраст является первейшим качеством
цвета, дающим возможность использовать его в эстетических целях».
Художнику важно знать, при каких условиях возникают симультанные воздействия
цвета и как их можно избежать. Существует множество цветовых задач, при которых
симультанные контрасты нежелательны.
Кроме изобразительных возможностей нейтрализации действия симультанного
контраста существует ещё вторая возможность использовать цвета в разной степени
их осветлённости. При наличии контраста светлого и тёмного возможность
возникновения симультанного контраста уменьшается. Прежде чем начинать работу
над композицией целесообразно проверить действие цветовых взаимоотношений
в эскизе. Симультанные проявления чистых цветов возникают и тогда, когда вместо
дополнительных цветов двенадцатичастного цветового круга берутся цвета,
расположенные справа или слева от выбранного начального цвета. Так можно взять
не жёлтый к фиолетовому, а жёлтый к красно-фиолетовому или сине-фиолетовому
цвету. Так как жёлтый и в красно-фиолетовом, и в сине-фиолетовом всегда выявляет
дополнительный фиолетовый цвет, красно-фиолетовый в жёлтом подчёркивает
жёлто-зелёный, а сине-фиолетовый в жёлтом - жёлто-оранжевый, благодаря чему
и возникают симультанные вибрации. Или другой пример: если композиция построена
из жёлтого и красного цвета на синем, то она гармонически спокойна. Если вместо
синего цвета взять сине-зелёный, то это сразу же приведёт к симультанной игре,
потому что красный и жёлтый будут симультанно возбуждаться и будут проявлять
себя совсем иначе, чем на синем.
Если необходимо усилить действие симультанного контраста, то новые возможности
дает здесь контраст насыщения.
В качестве примеров использования симультанного контраста могут быть приведены
следующие произведения: миниатюра «Сатана и саранча» в Апокалипсисе
из Сен Севера, XI век, Париж, Национальная библиотека; «Срывание одежд с Христа»
Эль Греко (1 541 -1 614), Мюнхен, Старая Пинакотека; «Ночное кафе» Винсента
Ван Гога (1853-1890), Оттерлоо, Рейксмузеум Крёллер-Мюллер.