Контраст по цвету
Контраст светлого и тёмного
Контраст холодного и тёплого
Контраст дополнительных цветов
Симультанный контраст
Контраст цветового насыщения
Контраст цветового распространения
Контраст дополнительных цветов
Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными,
дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света,
которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными.
Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу,
но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга
до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя
серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет,
который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге в первых
частях цикла дополнительные цвета расположены диаметрально один другому.
Они образуют следующие пары дополнительных цветов:
жёлтый – фиолетовый
жёлто-оранжевый – сине-фиолетовый
оранжевый – синий
красно-оранжевый – сине-зелёный
красный – зелёный
красно-фиолетовый – жёлто-зелёный.
Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них
всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:
жёлтый – фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
синий – оранжевый - синий, жёлтый + красный;
красный – зелёный = красный, жёлтый + синий.
Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух
дополнительных цветов превращается в вариант серого цвета. Для каждого из цветов
спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически
доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст
иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших
глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого,
уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального
отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно
для всех практически работающих с цветом. Закон дополнительных цветов является
основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах
создаётся ощущение полного равновесия. Дополнительные цвета,
в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически
прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным
в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами,
идентичны сущности собственно самого цвета.
Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими
особенностями. Так, пара жёлтый – фиолетовый представляет собой не только
контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного.
Красно-оранжевый – сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов,
но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого. Красный
и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой
цветовой яркостью.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые
тона.
Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить
следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Ян ван Эйка (1 390-1441), Париж,
Лувр; «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую» в Ареццо и работа Поля Сезанна
«Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.